Самокат. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать || Самокатный спорт как называется

В России – самокатный бум, в Европе он уже на спаде

– Самокат сейчас захватил Россию. Это легкий вид транспорта, доступный, удобный. Мы развиваем самокаты как спорт, но многие взрослые и дети используют его как способ передвижения. Самокат компактен, удобен, прост. А для детей, которые занимаются спортом, этот вид, как и любой экстремальный, очень захватывающий.

К нам самокат пришел из Австралии и Америки. Там он был популярен намного раньше, и сейчас интерес у них снижается, а у нас, наоборот, растет. Мы это видим по соревнованиям: все больше детей присоединяется к нам. Ну а про то, что мы видим на улице, нечего и рассуждать: куда ни погляди – все на самокатах. Начиная от простых людей, заканчивая публичными персонами.

Когда мы задали вопрос коллегам из Австралии, они написали: к сожалению, наш спорт пошел на спад, дети сидят за компьютерами. Мы удивились, ответили: «Вау, у нас не так». Они даже пожаловались, что у них вся молодежь играет в Fortnite. Это глобальная проблема, что дети потеряны для спорта и вообще для жизни.

Мы ежегодно проводим чемпионат России. Начинали с того, что он был европейским отбором на ЧМ – 10 лучших спортсменов турнира ехали на мир. Но на тот момент в Москве не было крытых скейт-парков, как и во всей России, и иностранцы сняли с нас эту привилегию – мы два раза переносили соревнования из-за дождей. Поэтому у нас сейчас разыгрывается одно приглашение на ЧМ: едет только чемпион. На протяжении пяти лет в ЧМ участвуют российские спортсмены.

Там, конечно, доминируют австралийцы, потому что у них самокат очень развит: дети, вылезая из коляски, сразу идут в скейт-парк и встают на самокаты. У нас ситуация пока не такая.

В течение сезона мы проводим соревнования (около 500 участников), стараемся сделать самокатный спорт официальным в России. Регионы откликаются.

Мы начинали именно с федерации Москвы, а для того, чтобы создать общероссийскую, нам надо присоединить еще 43 субъекта РФ: они все уже готовят документы. Это и Новосибирск, и Уфа, и Саратов, и Южно-Сахалинск. Думаю, до конца года станем официальным видом спорта и образуем федерацию.

Финансирования у нас как такового нет, есть единственный сильный спонсор – магазин самокатов. Он полностью спонсирует федерацию, выделяет бюджет и на проведение соревнований, и на поездки райдеров на европейские и мировые турниры. А Москомспорт помогает нам в организации турнира в «Лужниках».

Устройство

Во время движения одна нога самокатчика стоит на деке – специальной площадке, закреплённой на несущей раме или соединяющей её части, вторая отталкивается от земли и этим приводит самокат в движение. Существуют и самокаты, передвижение на которых основано на других принципах.

Стандартный самокат имеет два колеса, однако, производятся и трёхколёсные модели. Есть и необычные варианты, к примеру, фут-байки, внешне более напоминающие велосипеды. Они представляют собой профессиональные самокаты, предназначенные для скоростного передвижения. К этим вариантам следует также отнести инерционные самокаты.

В таком виде транспорта передвижение осуществляется за счёт переноса веса самокатчика. Мото – самокаты, снабжённые бензиновым двигателем. Используя их, самокатчик почти не затрачивает усилий на передвижение.

Это устройство используется в качестве тренажёра. Передвижение на нём развивает вестибулярный аппарат. Во время катания стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, дыхания.

Получаемые при катании нагрузки укрепляют мышцы внутренней части бедра и ягодиц. Кикборды и трайки добавляют к этому списку тренировку позвоночника и мышц спины.

Катающиеся дети формируют навыки равновесия, координации движения и ориентирования в пространстве. Для тренировки детей подходит обычный самокат. Тренировки подростков и взрослых лучше проводить используя трайк или кикборд.

Есть ли шанс увидеть самокаты на Олимпиаде?

Самокат развивает и вестибулярный аппарат, и мышцы ног, это общая физическая подготовка.

У нас есть самокат-школа, где готовят юных спортсменов. Как и в любом виде спорта, тренировка начинается с ОФП, разминки, а заканчивается отработкой трюков. Когда райдеры делают трюки, там используются все группы мышц: и руки, и шея, и спина, и ноги.

Ну и, конечно же, мозги, потому что спортсмен не только физически крепок, но и думает головой. И наш спорт не исключение – трюки очень сложные. Когда приезжаем на чемпионат мира, сами удивляемся – как они это делают, настоящая акробатика.

У самоката очень большие перспективы, дети любят наш спорт. И если мы узаконим его, перспектив будет еще больше. Любой родитель рад отдать ребенка в самокатный спорт, ведь это и физическая подготовка, и координация. Дисциплина молодая, здоровая.

Самокатный спорт развит в мире: с 5 по 7 июля в Барселоне пройдет чемпионат мира. У нас едут 4 спортсмена – помимо чемпиона России, еще один райдер в неосновной взрослой категории и два юниора.

В мире проводятся турниры, и, мне кажется, не за горами признание самокатов олимпийским видом спорта. Мы будем этому способствовать.

Предназначение этого вида транспорта – передвижение по городу. По этой причине специальное внимание производителей отводится комфорту использования городских самокатов.

Колёса таких моделей среднего размера, достигают 150–230 миллиметров в диаметре, это позволяет уверенно преодолевать неровности дороги, трещины и стыки на тротуарном покрытии, бордюры.

Самокат. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать || Самокатный спорт как называется

Скорость и комфорт передвижения оценены, на них передвигаются даже по офисам.

Скорость передвижения неосновная цель разработчиков этих конструкций. Их отличительными чертами являются:

  • Материал рамы. Предпочтительны рамы изготовленные из лёгких, прочных материалов. По этой причине рамы выполняются из металла. Есть модели рам изготовленные из стали. Детские самокаты изготавливаются из пластика. Взрослые модели изготавливаются из особых высокопрочных сплавов.
  • Стойка руля. Самокат с регулируемой стойкой легко адаптируется под рост ездока, что значительно повышает комфортность передвижения. Руль уже, чем у трюковой модели, что повышает мобильность.
  • Дека. Дека может быть съёмной или неотъемлемой частью рамы. В городских условиях этот фактор не особенно важен. Обратите внимание на высоту деки, точнее, расстояние от неё до дорожного покрытия. Низко расположенная дека осложнит передвижение через бордюры, небольшие препятствия, высокая – усложнит отталкивание, вырастут затраты сил на передвижение. Гибкая дека это дополнительный элемент системы амортизации неровностей дороги.
  • Механизм складывания. Этот элемент конструкции упрощает хранение и транспортировку самоката. Убедитесь, что механизм складывания удобен для вас и для того, чтобы сложить конструкцию перед упаковкой в чехол – вам не требуется посторонняя помощь. Компактную конструкцию легко переносить, передвигаться с ней в метро или автобусе. Обратите внимание, что складная конструкция менее прочна, чем цельная, городской самокат не предназначен для скоростной езды и выполнения трюков. Чрезмерные нагрузки в несколько раз сокращают срок его службы.
  • Колёса. Выполненные из жёстких материалов элементы, по своим характеристикам больше подходят для скоростного передвижения и манёвров, мягкие шины повышают устойчивость и комфорт езды. В городских условиях выбирайте среднюю жёсткость колёс, как разумный компромисс между износом, комфортом и скоростью.
  • Амортизация. Амортизация повышает комфортность езды. Без амортизации неровности дорожного покрытия или камешки вызывают ощутимую вибрацию, это снижает срок службы транспортного средства. Гашение вибраций достигается за счёт устанавливаемых амортизаторов, использования мягких материалов в производстве шин, упругих элементов конструкции.
  • Вес. Оптимальным считается вес городского самоката, укладывающийся в диапазон 3–5 килограмм. Помните, там, где вы не проедете на своём транспорте – его придётся нести в руках. При этом модели, выполненные из относительно дешёвых стальных сплавов, достигают веса в 15 килограмм.
  • Тормоз. Городские модели оснащаются тормозом, смонтированным на переднем или заднем колесе. На переднем колесе, как правило, монтируется ручной тормоз, на заднем – ножной.

Амортизаторы устанавливаются на различные типы этого средства передвижения. Помните, каждый амортизатор притормаживает самокат.

Если это средство передвижения предполагается использовать на участках дороги или тротуарах с плохим покрытием, то для комфортной езды необходимы амортизаторы. Тротуарная плитка тоже потребует амортизации, иначе владелец будет ощущать сильные толчки.

Кроме повышения комфорта передвижения, амортизаторы снижают нагрузки, приходящиеся на раму, и этим продлевают срок его службы.

Амортизаторы монтируются на переднее, заднее, или на оба колеса сразу. Элементы рамы или дека самоката могут служить амортизаторами. Благодаря повышению комфорта езды, самокаты с амортизаторами рекомендуются детям и тем, кто только учится пользоваться этим видом транспорта.

Производители выпускают трёхколёсные модели. От двухколёсных устройств их отличает устойчивость.

По расположению колёс они отличаются следующим образом:

  • Два впереди. Устойчивый вариант самоката. Рекомендуется для детей.
  • Два сзади. Это более манёвренный вариант, по сравнению с конструкцией, в которой пара колёс расположена впереди.
  • Тридер. У тридеров платформа для ног раздельная, по одной деке для каждой ноги. Для передвижения перемещайте вес с одной ноги на другую, или меняйте расстояние между деками. Второе название тридера – трайк.
  • Кикборды. Кикборд поворачивает за счёт переноса веса самокатчика, так же как и на скейтборде, поворачиваются передние колёса. Сзади расположено одно колесо. Существуют во взрослых и детских вариантах.

Их конструкция отличается повышенными требованиями к прочности.

LARSEN-GSS-A2-004C1

Такая модель выдерживает вес взрослого человека. Разработаны рамы выдерживающие вес до 100 килограммов и более.

По этой причине в их конструкции используются прочные сплавы. Выбирайте конструкцию весом в 4–5 килограмм, она легка, но устойчива. Лёгкие сплавы с подходящей прочностью имеют высокую цену.

К взрослым конструкциям относятся:

  • Двухколёсные. Предназначены для комфортного передвижения по городу, но существуют решения обеспечивающие езду по бездорожью или плохой дороге.
  • Трюковые самокаты. Комфорт принесён в жертву скорости. Предназначены для скоростной езды и выполнения трюков, в первую очередь на специально подготовленных для этого дорожках и рампах.
  • Гоночные и полугоночные модели. Специализируются на скоростном передвижении. Относятся к спортивным моделям, хотя полугоночные – подходят для передвижения по городу.
  • Фут-байки. Благодаря размеру колёс развивают высокую скорость, легко преодолевают препятствия, подходят для передвижения на большие расстояния по неприспособленному для этого покрытию.
  • Электросамокаты. Вид транспорта, снабжённый электромотором и аккумулятором. Они весят на несколько килограммов больше, чем самокаты без двигателя и аккумулятора, при этом для движения используется запасённая энергия, а не сила ног владельца.

Размер колёс самоката сильно влияет на скорость передвижения на нём. Чем больший диаметр обода монтируется на вашем любимце – тем большую скорость удастся на нём развить.

Учитывайте тот факт, что передвижение по неровной дороге на таких колёсах более комфортно, чем на средних или маленьких.

При использовании самоката как средства передвижения по городу, предпочтительными остаются варианты среднего диаметра. Большие колёса также часто снабжаются амортизаторами, одно из колёс или оба.

Колёса – существуют различные технологии производства колёс для самокатов. Основным отличием остаётся материал, из которого выполнены шины. Жёсткость колёс определяет скорость движения самоката.

  • Конструкции из поливинилхлорида. Они отличаются износостойкостью, сопротивляемостью к воздействию агрессивных химических веществ, но, считаются колёсами невысокого класса.
  • Пластиковые модели. Дешёвый и при этом чувствительный к повреждениям вариант. Его неудобство заключается в том, что они реагируют жёсткой вибрацией на малейшие неровности покрытия, по которому движутся. Ноги устают, вибрирующий самокат лишает самокатчика основной массы удовольствия от езды. Кроме того, пластиковые модели недолговечны.
  • Модели из полиуретана. Эти модели – разумный компромисс между скоростью и амортизацией неровностей дороги. Они жёсткие, во время движения на них поддерживается относительно высокая скорость, при этом полиуретан удачно сглаживает мелкие неровности дороги.
  • Резиновые колёса. Этот материал не производит шума при езде, обеспечивает ровное движение без вибрации, но, благодаря мягкости, колёса быстро изнашиваются и требуют частой замены.
  • Надувные. Эти модели являются приспособленными для самокатов с велосипедными колёсами. Они имеют внутреннюю камеру, в которую, под давлением, накачивается воздух. С внешней стороны камеру от повреждений защищает резиновая покрышка, армированная тканевыми или металлическими элементами. Такие колёса лучше других вариантов переносят движение по неровной дороге, амортизируют неровности, не вибрируют. Надувные конструкции требуют ухода подобного уходу за велосипедными колёсами.

Помните, чем мягче шина, тем сложнее разогнаться, быстрее теряется скорость движения, чаще требуется замена износившихся элементов. Если используются надувные колёса – следите за тем, чтобы не проколоть их. Помните, они испытывают постоянную высокую нагрузку. Требуется регулярная смазка подшипников, очистка и замена вышедших из строя частей.

Отличий у детских моделей от взрослых мало.

  • Размер. Ребёнку нужен транспорт приспособленный под его габариты, поэтому детские модели меньше. При этом, учитывая скорость с которой дети растут, выбирайте модель с возможностью подгонки высоты рулевой стойки.
  • Вес. Ребёнку сложно кататься на тяжёлом самокате. Тяжёлая модель менее послушна и хуже управляема. У такой модели высок риск получения ребёнком травмы. По этой причине детские самокаты выполняются из лёгких сплавов или пластика. Зачастую из пластика выпускаются даже колёса, они жёсткие, вибрируют, проскальзывают по дороге.
  • Устойчивость. В силу несовершенства моторики ребёнка, устойчивости детского самоката уделяется повышенное внимание. Колёса на детских моделях шире либо используется трёхколёсное решение. Помните, что ребёнок только учится управлять своим средством передвижения, спортивные или трюковые модели ребёнку не подойдут.
  • Внешний вид. Детские самокаты ярко раскрашиваются, элементами дизайна становятся мультипликационные герои, или персонажи детских сказок и фильмов.
  • Амортизация и дополнительные аксессуары. Амортизация играет ту же роль, что и на взрослых моделях. В силу быстрого износа детских моделей, она используется редко. В основном роль амортизатора играют мягкие колёса или упругие элементы конструкции. Кроме этого, детские модели снабжаются корзиной, в которой ребёнок будет перевозить игрушки, звонками или клаксонами для сигнализации. Детские модели оформляются броскими декоративными элементами.
  • Тормоз. На детских моделях желательна установка тормоза. Тормоз располагают на заднем колесе, или на переднем, это неважно.
  • Скорость. Детские модели редко снабжаются колёсами приспособленными для скоростной езды. Если на выбранной модели установлены мягкие колёса – это даст дополнительную амортизацию, повысит сцепление с дорогой, снизит скорость аппарата.
  • Детские электросамокаты. Разработчики создали ряд моделей электросамокатов, предназначенных для детей. Это модели с пониженной скорость движения, уменьшенным размером и аккумуляторами малой ёмкости.

Проблем со спиной и коленями не будет

При езде на самокате человек толкается разными ногами – ставит обе на доску, периодически меняет. Конечно, есть предпочтения: кто-то – правша, кто-то – левша. И спортсмены, и любители всегда меняют ноги, поэтому нет перекоса в одну сторону. Так что самокат не влияет на осанку в негативном ключе.

Если рассуждать таким образом, то любой вид спорта может на нее повлиять: и художественная гимнастика, и хоккей – у спортсменов же есть предпочтение, как держать клюшку.

Что касается нагрузки на колени, то, конечно, при беге она больше. Самая большая нагрузка на колени и суставы – при полусгибах и ударах о твердую поверхность. Именно это происходит при беге, при самокате такого нет и нагрузка намного меньше.

Самокат очень развивает координацию, вестибулярный аппарат. Тем, у кого координация изначально хороша, самокат дается проще. Когда человек приходит из другого вида (например, из спортивной гимнастики) и у него есть база, то на самокате ему в сто раз легче.

Никакого вреда здоровью при езде на самокате нет. Конечно, как и в любом виде спорта, бывают травмы. Но для детей, любителей, как и любая физическая активность, самокат идет только на пользу – это движение. Если чего-то бояться, можно просто лежать на диване – не будет ничего болеть, только пролежни появятся.

Со скольки лет учат трюкам?

На тренировки мы берем детей от 7 лет. Считается, что ребенок в этом возрасте уже полностью координирован и может себя обезопасить от дополнительного риска, быть внимательным. Но иногда наши тренеры берут детей и младше – есть и 5-летние.

У нас есть семья – папа и сын, они вместе ходят на тренировки. Папе 40 с лишним лет, он не участвует в соревнованиях, но на тренировки ходит и показывает пример сыну. На турниры он, может, стесняется заявляться или просто не видит конкурентов по возрасту.

Мы проводим соревнования и для любителей. На протяжении пяти лет 1 мая открываем сезон в «Лужниках», участвуют три категории: новички, любители и профессионалы. Турнир открытый.

Если вы владеете какими-то навыками, то можете зарегистрироваться и прийти на площадку, показать себя. Если в новичках попадаете в топ-10, то переходите в категорию любителей. Это тоже открытые соревнования, но новичок не попадает туда сразу. В этом году на турнир заявились около 350 человек. В сентябре мы там же проводим закрытие сезона, и тоже участвуют новички. Летом на разных турнирах соревнуются любители и профи.

Самокат. Виды и устройство. Работа и применение. Как выбрать || Самокатный спорт как называется

И есть чемпионат России для профессионалов, где идет отбор на чемпионат мира. В прошлом году победил Дмитрий Фазолов, в этом, к сожалению, не участвовал из-за травмы. В 2018-м на чемпионате мира он занял 48-е место из 52-х. В течение года тренировался, поддерживал форму, учил язык, ездил на европейские соревнования – пока что есть барьер и в уровне, и языковой тоже. Думали, что он опять победит на России и на ЧМ шагнет на ступень выше, но он травмировался.

Дмитрий Фазолов (справа)

В этом году у нас чемпион России Иван Селиванов. Посмотрим, как он выступит на ЧМ. Там тяжело эмоционально – ребята ведь впервые попадают на соревнования мирового уровня и от волнения показывают не те результаты, которые могли бы.

Пока что мы в самых низах, несмотря на то, что у России в спорте всегда высокие результаты. Но мы уже поняли ошибки – ребят нужно чаще вывозить на международные соревнования: во Францию, Финляндию, Голландию.

А что по цене?

Трюковая модель – от 7 тысяч и до бесконечности: кто-то катается на запчастях из Австралии, кто-то – из Китая, кто-то – из Франции. В трюковом самокате усиленная дека, руль, колеса. Там нет пластика, складных механизмов. Когда спортсмен растет, меняется и самокат – высота руля, ширина доски, колеса стираются. Плюс защита: шлем, наколенники, налокотники. Минимальный базовый комплект (самокат, шлем и наколенники) – 10 тысяч рублей. Форма одежды – свободная.

Любительские самокаты отличаются диаметром колес: у профессионалов колеса с железным диском от 100 до 120 мм, но для любителей чем больше диаметр колес, тем лучше. Если непрофессионал на маленьких колесах наедет на кочку, то, скорее всего, упадет. С большими колесами такого нет. К тому же, там есть пластиковые элементы, складной механизм.

Где кататься, кроме тротуаров?

Скейт-парки – набор разных граней, вылетов, рамп. Там тренируются не только на самокатах, но и на BMX, роликах, скейтах. Конечно, в этих дисциплинах очень много отличий, но тренируются они на одних фигурах.

В Москве сейчас огромное количество открытых скейт-парков – началась застройка года два назад, плюс несколько крытых площадок.

В регионах много открытых парков. Но Россия – очень сезонная страна, из 12 месяцев только 3 стабильно хорошая погода, и получается, что остальные 9 месяцев спортсменам негде тренироваться. Крытые скейт-парки можно пересчитать по пальцам: помимо Москвы есть в Красноярске, Сочи, Краснодаре.

Электросамокаты

Пользуясь этим видом транспорта не нужно затрачивать собственные силы на передвижение. Кроме того, подобный вид транспорта может быть удобен людям с ограниченными возможностями.

Заинтересовавшись электросамокатом, обратите внимание на следующие параметры:

  • Мощность аккумулятора. Аккумулятор, ёмкости которого хватает на поездку не менее чем 20–25 километров – хорошее решение. Если ёмкости аккумулятора недостаточно, вы остановитесь в пути, далеко от той точки куда стремитесь. Кроме того, всегда полезно иметь запас мощности. Выбирайте современные типы аккумуляторов, это продлит срок их службы, сократит время зарядки. Этим повышается комфортность пользования транспортным средством.
  • Колёса. Размер колёс для передвижения по городу соответствует рекомендуемым для городского самоката 150–230 миллиметрам. Это позволит комфортно передвигаться даже на большие расстояния. Рекомендуются колёса прикрытые сверху крыльями. Это защитит вас от капель грязи в сырую погоду. Предпочтительны надувные виды колёс, поскольку они обладают дополнительными амортизационными характеристиками и имеют малый вес. В конструкции электросамоката используются широкие шины, это улучшает сцепление с дорожным покрытием и повышает устойчивость транспорта.
  • Скорость. Электросамокат открытое средство передвижения. С целью безопасности езды и комфортного восприятия скорости передвижения – лучше выбирать самокат, движущийся со скоростью бега человека. Это около 20–25 километров в час. Такая скорость требует и большой ёмкости аккумулятора и малого веса самого аппарата.
  • Вес. Средний вес электросамоката превышает таковой у модели без двигателя и аккумулятора. Помните, иногда необходимо взять аппарат в руки и перенести его в другое место, упаковать в чехол и зайти в общественный транспорт, подняться с ним на лифте. Вес электросамокатов варьируется в широком диапазоне. Существуют модели весящие до 10 килограмм, в то же время вес некоторых моделей достигает 50 килограмм. Выбирайте модели от 10 до 20 килограмм, ими легко манипулирует один человек.
  • Фары. Скорость этого вида транспорта высока, передвижение, в условиях слабой видимости опасно. Дорогу в тёмное время суток нужно освещать. Ищите вариант с установленной производителем подсветкой либо приобретите фару как дополнительный аксессуар.
  • Материал. Выбирайте лёгкую и крепкую конструкцию. Не гонитесь за дешевизной пластика или обычной стали. Лучше выбрать электросамокат выполненный из высокопрочных и лёгких сплавов. Он дольше прослужит и потребует меньше заботы.
  • Размер. Выбирайте электросамокат имеющий небольшие габариты. Этот тип средств передвижения хранится без специально приспособленного помещения и вам придётся самостоятельно перемещать его в случае поломки или истощения заряда аккумулятора. Предпочтительны модели, в которых предусмотрено складывание. Обратите внимание на то, чтобы конструкция складывалась и раскладывалась легко, с приложением минимума усилий. Самокат – индивидуальное средство передвижения. Если вам помогают его складывать или упаковывать в чехол – подумайте, как вы справитесь с этой задачей самостоятельно и, при необходимости, одной рукой.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт