Как избавиться от компьютерной игровой зависимости

Лечение игровой зависимости

Компьютерная игромания – способ ухода от реальности. Чаще всего она помогает человеку компенсировать жизненные проблемы, например, позволяет открыто проявлять агрессию. Существует множество факторов, предрасполагающих к зависимости от компьютерных игр. Вот некоторые из них:

  • несформированная основа личности, отсутствие планов и целей на будущее
  • слабые навыки самоконтроля
  • неудовлетворенность межличностными отношениями, реальными жизненными событиями
  • неспособность реализовать потребности (в любви, самореализации, уважении)
  • тревожное расстройство, депрессия, социальные фобии (боязнь общения)
  • навязывание компьютерных игр окружением (увлеченность друзей, идеализация игромании в фильмах)
  • неэффективное управление собственным временем, отсутствие каких-либо увлечений

Существует психофизиологический механизм развития зависимости от компьютерных игр. Он основан на активации системы вознаграждения. Большинство современных игр представляют собой циклы (уровни, этапы, стадии). Каждый из них строится по определенной схеме, в которой вслед за выполнением задания, то есть напряжением, следует награда – расслабление и удовольствие.

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта – к примеру: секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений. Нейробиологические эксперименты показали, что даже воспоминания о поощрении могут увеличить уровень дофамина, поэтому данный нейромедиатор используется мозгом для оценки и мотивации, закрепляя важные для выживания и продолжения рода действия.”

Этапы развития

https://www.youtube.com/watch?v=dCPiRO8Lijo

Компьютерная игровая зависимость формируется поэтапно. Сначала человек просто увлекается играми: такое времяпрепровождение нравится ему, но не отнимает много времени и не является приоритетным занятием перед учебой, работой или семейными обязанностями. Постепенно продолжительность игр увеличивается, у начинающего игромана появляется острое желание завершить уровень, найти артефакт, победить очередного босса. Снижается значимость реальных дел, например, выполнения домашних учебных заданий.

После этого наступает пик компьютерной игровой зависимости. Увлечению посвящается очень много времени, игрок отдает деньги за улучшение игр, героев, компьютерных аксессуаров. Эта стадия может продолжаться до нескольких лет. Убывание игромании обусловлено различными причинами. Чаще всего в основе отказа от частых игр лежит процесс созревания, становления личности, усложнение жизненного опыта, естественная смена приоритетов и ценностей. Как правило, подобные трансформации происходят в возрасте 23-28 лет.

Симптомы

Игровая зависимость от игр на компьютере становится заметной, когда человек начинает заменять ими привычные виды деятельности. Например, принимает пищу не за общим столом, а возле монитора. Он перестает заниматься прежними увлечениями (спортом, творчество), отказывается от похода в гости или прогулок с друзьями. К типичным признакам компьютерной игромании относят:

  • раздражение при необходимости прервать игру
  • эмоциональный подъем при возвращении в игровой мир
  • неспособность контролировать продолжительность игры
  • снижение учебной успеваемости, плохое выполнение профессиональных обязанностей
  • сокращение времени на сон, бессонница
  • снижение остроты зрения, искривление позвоночника, боли в спине
  • поиск денег на покупку игровых аксессуаров, повышение уровня игры, улучшение героя

Преодоление компьютерной игромании – сложный процесс, успех которого зависит от мотивации зависимого человека. Необходимо, чтобы он осознал, какой вред приносит его увлечение, насколько негативно оно сказывается на семейных отношениях, учебе, карьере. Лечение компьютерной игровой зависимости должно инициироваться самим больным. Комплексный подход включает три компонента:

  • Психологическая помощь. В зависимости от тяжести игромании, человеку требуется консультация психолога или курс сеансов психотерапии. В первом случае специалист устанавливает причину патологического влечения к играм и помогает выбрать эффективный вариант его преодоления. Во время психотерапии проводится работа по изменению качеств личности, формированию новых жизненных целей и установок, улучшению коммуникативных навыков.
  • Возвращение в реальную жизнь. Усилиями самого игромана и его близких людей необходимо постепенно снижать количество времени, проводимого за компьютером и одновременно пробовать новые увлечения, не связанные с виртуальной реальностью. Важно чтобы эти занятия вызывали положительные эмоции и способствовали развитию отношений с другими людьми. В случае с подростками не стоит полностью запрещать играть, так как это вызовет протест и сделает его «белой вороной» среди геймеров-сверстников.
  • Медикаментозная поддержка. Когда игроман целенаправленно отказывается от игр и сокращает время, проводимое за компьютером, у него нарастает раздражительность, вспыльчивость и подавленность, усиливается бессонница. С целью коррекции этих расстройств врач может назначить антидепрессанты, противотревожные и седативные препараты, снотворные средства.

Компьютерные игры различаются по жанру, сложности сюжета, вовлеченности игрока. Головоломки, логические и текстовые игры не несут большой эмоциональной нагрузки, поэтому вероятность развития патологического влечения к ним низка. Причиной зависимости становятся:

  • Аркады. Обладают простой графикой и простым звуком. Могут привлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 9-10 лет слишком однообразны, быстро надоедают.
  • Экшн-игры. В эту группу входят так называемые стрелялки и драки (шутеры и файтинги). Они основаны на использовании героем физической силы, требуют проявления злости и агрессии. Возможность открытого проявления злости и агрессии провоцирует зависимость.
  • Ролевые игры. Перевоплощение в героя погружает ребенка в виртуальный мир, а отслеживание его развития, выстраивание отношений с другими персонажами способствует формированию зависимости.

Игровая зависимость у детей возникает в случаях, когда сами родители много времени проводят за компьютером, не уделяют внимания ребенку, подолгу отсутствуют дома, предоставляя возможность самостоятельного выбора времяпрепровождения. Игромания формируется на базе одного из четырех типов воспитания:

  • Травмирующий. Ребенок находится в позиции агрессора или жертвы – «нападает» на воспитательные приемы родителей либо подвергается насилию (моральному, физическому) со стороны взрослых. Зависимость от игр, алкоголя, наркотиков позволяет ему уйти от реальности, перестать исполнять роль.
  • Требовательный. При таком типе воспитания к ребенку предъявляют завышенные требования и многого ожидают от него. Возникает сильное эмоциональное напряжение и тревога, которые требуют выхода. Во время игры происходит отвлечение от сложной ситуации и выплеск накопившихся эмоций.
  • Лицемерный. В семье, где родители часто лгут друг другу и детям, ребенок испытывает чувство унижения и стыда. У него возникают проблемы самоидентификации, отсутствуют ответы на вопросы «кто я?», «какой я?». Эта растерянность в реальном мире компенсируется целостностью личности игрового героя.
  • Непоследовательное. В таких семьях родители не могут договориться о методах воспитания, часто меняют требования к ребенку. У него возникает эмоциональный дискомфорт, растерянность (не понятно, что делать, чтобы не злить родителей). В игре же существуют четкие правила, соблюдение которых приводит к желаемому результату.

Как избавиться от компьютерной игровой зависимости

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей проявляется снижением интереса ко всем сферам жизни: снижается школьная успеваемость, ухудшаются результаты занятий спортом, появляются проблемы в отношениях с родителями и учителями. К признакам детской игромании относят:

  • эмоциональные протесты на просьбы прекратить игру и отойти от компьютера
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он собирается потратить на игру
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса
  • требование денег на игровые обновления, аксессуары для компьютера
  • невыполнение учебных заданий для самостоятельной работы и домашних обязанностей
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры
  • пренебрежение правилами гигиены
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры
  • подавленность и раздражительность при невозможности сесть поиграть
  • частое обсуждение игр в разговорах со сверстниками

Детская игровая зависимость, как правило, не требует медикаментозной терапии и вмешательства врачей. Помощь специалистов нужна в случаях, когда помимо игромании имеются эмоциональные расстройства (тревожность, страхи, депрессия) или другие зависимости, например токсикомания или алкоголизм. Большинству родителей удается справиться с проблемой самостоятельно или с привлечением семейного психолога для консультаций.

Здоровое развитие личности ребенка происходит в условиях демократичного воспитания. В семьях, где оно практикуется, игровая зависимость у детей и подростков встречается крайне редко.

Чтобы у ребенка не возникало желания «сбежать» в виртуальную реальность, общение с родителями должно быть интересным, протекать в условиях доверия и обеспечивать чувство безопасности.

Стоит исключить тотальный контроль, приказы, угрозы и шантаж со стороны родителей. В детях поощряется ответственность и самостоятельность.

Родители требуют от своих детей адекватного поведения, но при этом чутко относятся к их желаниям и потребностям. В таких семьях царят справедливость и последовательность, твердость и дисциплина. Дети чувствуют ответственность за свое поведение, они самостоятельны, активны и инициативны. Родители гибко и рационально направляют поведение своего ребенка. Мотивы предъявляемых к нему требований всегда объясняются и обсуждаются, авторитаризм используется только в самых крайних случаях, в ребенке ценится не только послушание, но и независимость, правила и нормы поведения вводятся последовательно и четко, но и мнение ребенка всегда учитывается. В такой семье все ее члены ощущают себя единым целым, в отношениях сильны эмоциональное начало, взаимопомощь и поддержка друг друга.”

Игромания формируется в результате сложного взаимодействия множества факторов. Существует несколько концепций развития игромании. Сторонники теории подкрепления считают, что игромания возникает в результате действия системы положительного (выигрыш) и отрицательного (проигрыш) подкрепления. Разработчики психодинамической теории указывают на особенности личности и склонность к развитию патологических реакций у больных игроманией.

Создатели когнитивной концепции говорят, что игромания обусловлена ошибками мышления, из-за которых человек неверно оценивает вероятность определенного события (выигрыша). Ему кажется, что он может контролировать то, что контролировать невозможно, это позволяет на время избавиться от неуверенности и страха перед жизнью, дарит яркие эмоции и дает возможность забыть о проблемах. На повышенной потребности в контроле акцентируют свое внимание и последователи психодинамической теории. Большинство психиатров сходятся в том, что формирование игромании происходит под влиянием всех перечисленных факторов, при этом возникает картина, напоминающая не только химические зависимости, но и обсессивно-компульсивное расстройство.

Существенную роль в развитии игромании играют внешние воздействия. Привычка детей проводить совместный семейный досуг за карточными играми и игрой в лото, просмотр фильмов и сериалов, создающих ореол привлекательности вокруг азартных игр, разговоры с друзьями о тактике, стратегии и победах в компьютерных играх – все это создает предрасположенность к игромании, игроманическую запрограммированность. Ребенок привыкает верить в красоту и легкость существования в «игровом мире». Отрицательные стороны игромании (болезненная зависимость, денежные потери, долги, чувство обреченности из-за неспособности отказаться от участия в играх) остаются за пределами его внимания.

В числе других предрасполагающих факторов возникновения игромании выделяют ошибки воспитания (слишком строгое воспитание, попустительство, двойные стандарты), чрезмерную фиксацию на материальных ценностях, мечты о легком обогащении, зависть по отношению к финансово обеспеченным родственникам, веру в то, что деньги могут решить любые проблемы, отсутствие семьи и полноценных близких отношений, алкоголизм, наркомании, токсикомании и депрессивные расстройства.

Активное участие в азартных играх переводит проблему с психологического уровня на физиологический. Атмосфера игрового пространства и приятные эмоции от выигрыша активируют «центр удовольствия» – участок лимбической системы, отвечающий за формирование желательного поведения. В норме активизация этого участка стимулирует человека к получению естественных, здоровых удовольствий: удовольствия от утоления жажды и голода, радости от общения с друзьями или близости с любимым человеком и пр. При развитии игромании работа «центра удовольствия» нарушается, во время участия в игре в мозге происходит мощный выброс нейротрансмиттеров, возникают реакции, напоминающие реакции при алкоголизме или наркомании.

Больные игроманией демонстрируют поведение, характерное для всех видов химических и нехимических аддикций. Круг их интересов сужается, прежние увлечения становятся незначимыми. Они перестают общаться со старыми друзьями, уделяют меньше внимания семье. Вся их жизнь и все их мысли сосредоточены вокруг предмета зависимости, то есть, вокруг игры. При возможности они играют, если не могут играть – придумывают новые стратегии, фантазируют об участии в игре и о крупном выигрыше.

Спустя короткий промежуток времени после последней игры пациенты, страдающие игроманией, начинают чувствовать беспокойство, раздражение, внутреннюю потребность как можно скорее вновь принять участие в игре. По своей силе, размеру сопутствующего психологического дискомфорта и степени вовлеченности эта потребность имеет много общего с патологической тягой при алкоголизме и наркомании. У некоторых больных игроманией даже наблюдается состояние, напоминающее абстинентный синдром и включающее в себя снижение настроения, головные боли, бессонницу, затруднения при попытке сконцентрировать внимание.

Начав играть, пациент уже не может остановиться даже после серии проигрышей или после крупного выигрыша. Время от времени больной игроманией принимает твердое решение «завязать навсегда», но поговорив об игре со знакомым, увидев неподалеку игорное заведение или посмотрев фильм об азартных играх, легко меняет это решение, не в силах противиться соблазну.

Игроманию поддерживают особые иррациональные убеждения – так называемые ошибки мышления. Выделяют два вида ошибок мышления при игромании: стратегические и тактические. Тактические ошибки провоцируют состояния транса и включают в себя веру в «день, когда точно повезет»; восприятие ставок как сделок, а денег – как игровых фишек; убеждение, что в игре обязательно наступит переломный момент; веру в свою способность остановиться; установку на то, что долги можно вернуть, только расплатившись по ним из будущего выигрыша.

Стратегические ошибки мышления позволяют пациентам сохранять положительное отношение к собственной зависимости, несмотря на ее негативные последствия. К таким ошибкам относятся вера во всемогущество денег, в их способность делать человека счастливым и решать любые проблемы, в том числе – проблемы в отношениях; подмена рациональных мыслей о необходимости контролировать свое будущее мечтами о большом выигрыше; неудовлетворенность собственной жизнью, вера в то, что свою судьбу можно волшебным образом изменить при помощи выигрыша, превратившись из «неудачника» в настоящего победителя.

Различают три стадии игромании: стадию выигрышей, стадию проигрышей и стадию разочарования. На стадии выигрышей больной игроманией участвует в играх случайно, часто выигрывает, находится в приподнятом настроении. В свободное время его воображение занято картинами игр и грядущих выигрышей. Постепенно игры становятся все более частыми, а ставки – все более крупными. Выигрыши сменяются проигрышами. На стадии проигрышей пациент начинает играть в одиночестве. Все его внимание поглощено игрой, он перестает заботиться о близких, запускает учебу, хуже выполняет профессиональные обязанности, занимает и не отдает крупные денежные суммы, обманывает окружающих, пытаясь скрыть от них свою проблему.

На стадии разочарования отмечаются серьезные нарушения социальной адаптации. К этому времени больные игроманией нередко разрывают отношения с близкими, бросают учебу или работу либо устраиваются на менее престижное и хуже оплачиваемое место из-за потери профессиональной репутации. Пациенты отдают игре все свободное время, а, прекращая играть, чувствуют вину, раскаяние, тревогу и панику из-за осознания своего бедственного положения. Одиночество и ощущение безнадежности нередко вызывают суицидальные мысли. 14% больных игроманией совершают попытки самоубийства. Возникают или быстро прогрессируют химические зависимости.

Существует так называемый игровой цикл, замкнутый круг, по которому движется пациент, страдающий игроманией, все глубже погружаясь в свою проблему. Этот цикл состоит из шести фаз. В фазе воздержания больной игроманией не играет из-за давления близких, разочарования после предыдущего проигрыша или отсутствия денег. Фаза автоматических фантазий характеризуется активизацией воображения. Игроман представляет себе новые игры и новые выигрыши, воспоминания о предыдущих неудачах тускнеют и уходят на второй план.

В фазе нарастания эмоционального напряжения больной игроманией становится подавленным, тревожным и раздражительным. Фантазии об игре усиливаются или исчезают и замещаются активизацией в других сферах (сексуальной, профессиональной, интеллектуальной). В фазе принятия решения об участии в игре на стадии выигрышей пациент осуществляет псевдопланирование, придумывая якобы беспроигрышную стратегию. На стадии проигрышей и разочарования ведущим мотивом становится желание отыграться.

В фазе вытеснения больной игроманией чувствует, что обрел контроль над своими желаниями. Этот контроль иллюзорен, но обеспеченная им пауза нередко позволяет игроману хотя бы частично решить материальные проблемы и улучшить свое социальное положение. Изменения к лучшему снижают уровень напряжения, ощущение опасности исчезает. После провокации (употребления спиртного, появления крупной денежной суммы, разговора об игре с друзьями) пациент срывается. Фаза реализации сопровождается особым состоянием, своеобразным трансом, во время которого картина реальности искажается, действия больного игроманией становятся иррациональными, и он продолжает играть, пока не проиграет все. Затем вновь наступает фаза воздержания, цикл повторяется.

Диагноз игромании выставляется на основании беседы с больным и его родственниками. Зачастую психиатр получает основную часть информации от близких пациента, поскольку сам игроман из-за чувства вины, стыда или недооценки серьезности положения скрывает важные факты и преуменьшает значимость проблемы. Неконтролируемая тяга к игре, некритичное восприятие действительности и выраженность обсессивно-компульсивного компонента снижают шансы на излечение в амбулаторных условиях, поэтому терапию игромании рекомендуют проводить в условиях наркологического или психиатрического отделения.

Лечение игромании комплексное, включает в себя медикаментозную терапию и психотерапию. Используются различные психотерапевтические методики, в том числе – когнитивная, рациональная, аналитическая, суггестивная, гипносуггестивная, активирующая психотерапия и психотерапия взаимоотношений. В процессе когнитивной психотерапии больной игроманией прорабатывает ошибки мышления, корректирует собственные представления и формирует новые, более реалистичные установки.

При использовании рациональной психотерапии в центре внимания также оказывается мышление пациента, при этом психиатр обращается к его рассудку, используя разъяснения и доказательства. Суггестивная и гипносуггестивная терапия представляют собой лечение внушением. При проведении суггестивной терапии больной во время внушения находится в бодрствующем состоянии, при гипносугестивной – в состоянии гипнотического сна. Психотерапия взаимодействий акцентируется на взаимоотношениях пациента с близкими людьми и коллегами по работе.

Основной целью активирующей психотерапии является стимуляция больного к деятельности, помощь в формировании нового мировоззрения (человек сам отвечает за свою жизнь, у него есть возможности для здравой оценки происходящего и достижения поставленных целей с использованием практичных, рациональных методов) и получении нового опыта. Аналитическая психотерапия «работает» с бессознательным. Этот метод подходит в случаях, когда игромания возникает на фоне глубоких внутренних конфликтов, обусловленных детскими психологическими травмами, проблемами воспитания и сложными взаимоотношениями с родителями.

Индивидуальные консультации дополняют работой в группах. При необходимости психотерапию осуществляют на фоне медикаментозной поддержки. Для устранения бессонницы, тревоги и раздражительности назначают снотворные и успокоительные. При депрессивных расстройствах применяют антидепрессанты. После осознания своей зависимости, выработки новых способов мышления и поведения и нормализации психологического состояния пациента выписывают на амбулаторное долечивание. Рекомендуют участие в группах поддержки, наблюдение психиатра, консультации психолога или психотерапевта.

Что делать близким игромана?

Игромания – это болезнь, а не «плохое поведение», которое можно исправить нотациями или материальной поддержкой. Больной с аддиктивным поведением втягивает близких людей в свою искаженную реальность, формируя круг созависимости. Для того чтобы выйти из этого круга, необходимо перестать винить его и себя, научиться защищать свое психологическое состояние и материальные ресурсы. Нужно взять на себя контроль над семейными финансами – это уменьшит постоянную тревогу и страх перед возможной потерей денег. Следует заранее продумать, как можно спокойно и твердо противостоять больному игроманией, если он будет просить, манипулировать, обвинять и угрожать, пытаясь получить деньги для игры.

Не стоит читать лекции, угрожать или гневаться, общаясь с игроманом. Эмоциональная вовлеченность снижает способности к критическому осмыслению действительности, вы можете сказать или сделать что-то, о чем впоследствии пожалеете. Не нужно отвергать игромана или ожидать от его немедленного исправления – для решения такой серьезной проблемы требуется время. Не следует скрывать или отрицать игроманию – это поддерживает искаженное мышление пациента по принципу «если люди не замечают проблемы, значит, ее не существует». Необходимо убедить больного обратиться за помощью к специалистам.

Причины игромании

Зависимость может образоваться в результате действия самых разных факторов, чаще – совокупности нескольких. Обычно мы выделяем:

  • причины, с большей долей вероятности способствующие развитию зависимости;

  • факторы, создающие дополнительный риск ее возникновения;

  • сам механизм, т. е. как непосредственно формируется игромания.

Среди основных причин, способствующих возникновению игромании, можно выделить:

  • пагубный пример близкого человека, который чрезмерно увлекается азартными играми;

  • привитые родителями, сознательно или несознательно, неправильные приоритеты, когда во главу угла ставятся деньги, достижение материальных целей, достаток как показатель статуса, успеха и т. п.;

  • стремление к легким и быстрым заработкам.

Дополнительно спровоцировать у человека зависимость от игр могут такие кризисные состояния, как:

  • возрастные кризисы, когда человек ощущает потерю смысла жизни, апатию, отчаяние;

  • депрессии;

  • ощущение одиночества, непонимания окружающих;

  • чувство нереализованности в жизни и т. п.

Как избавиться от компьютерной игровой зависимости

Коварство формирования игровой зависимости в том, что при этом задействуются внутренние биохимические процессы, и человек попадает в ловушку собственной физиологии.

  • Азарт во время игры вызывает выброс гормонов (адреналина и других гормонов стресса), а в момент выигрыша – дофамина и серотонина. Смена этих двух состояний: азарта/стресса и удовольствия/наслаждения настолько яркая и запоминающаяся, что некоторые сравнивают состояние при выигрыше с ощущениями от оргазма. Неудивительно, что человек возвращается в казино или к игровому автомату, чтобы еще раз испытать это.

  • Второй опасный момент – когда человек все больше увлекается игрой, делает все большие ставки, в кровь вбрасывается целый коктейль нейрогормонов. Они действуют подобно наркотикам, и игрок незаметно для себя впадает в некий транс: он не способен контролировать свои действия, проигранные суммы, потраченное время и стремится только к продолжению игры. На этом этапе зависимости человека перестает интересовать выигрыш как таковой – эйфорию приносит сам процесс.

Чтобы вылечиться от игровой зависимости, важно понять, какие именно факторы вызывают непреодолимое желание сесть за компьютер и погрузиться в виртуальный мир. Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • отсутствие ярких и интересных моментов в реальной жизни;
  • комплексы и неуверенность в себе;
  • желание уйти от проблем;
  • одиночество;
  • скука и отсутствие целей в жизни. [2]

Однако важно понимать, что зависимость формируется только тогда, когда возникает устойчивая модель поведения. Проще говоря, когда человек привыкает убегать от различных проблем в компьютерные игры.

Для начала познакомимся с понятием векторов. Вектор — это набор врожденных свойств, особенностей, желаний, закономерностей развития и поведения индивида. Существует восемь векторов, психика человека может обладать качествами от одного до восьми из них, чаще — двух-четырех. Названия векторов происходят от особо чувствительных (или эрогенных) зон человеческого организма.

Представители кожного вектора — это добытчики и организаторы по своей природе. Они отличаются ловкостью, гибкостью тела и психики, рациональностью, логическим мышлением, дисциплинированностью, предприимчивостью, амбициозностью, соревновательностью, скоростью реакции. Главные ценности таких людей — социальное и имущественное превосходство, карьерный рост, получение выгоды.

Именно кожный вектор позволяет достигать успехов в бизнесе, управленческой деятельности, а также в спорте, законотворчестве, инженерии, военном деле. Реализуя в полной мере врожденные качества, такой человек добивается завидных результатов на выбранной стезе. И от этого получает настоящее удовольствие от жизни: я делаю то, на что способен, то, к чему у меня есть талант, и полностью достигаю желаемого.

А если все идет не так, как надо? Если человек по каким-то причинам не реализует свой потенциал — недостаточно зарабатывает, не может конкурировать, погряз в рутине без возможности что-то изменить и, соответственно, не продвигается к заданной природой цели? Но врожденные свойства не скроешь, не выключишь. Так или иначе, мы стремимся к тому, на что нацелена наша психика. Но эти устремления приобретают другую форму, способную навредить.

Так, обладатель кожного вектора, который по какой-то причине не может в полной мере использовать свои таланты в социальной жизни, может искать выход в игре. Он всем своим существом хочет чего-то достигать и быть финансово успешным. И бывает, что вместо того, чтобы заниматься полезной, доходной деятельностью, становится склонным играть на деньги или делать ставки. Ведь теоретически есть мизерный шанс сорвать куш. А что может доставить охотнику большее удовлетворение, чем крупная добыча! Да еще вот так сразу.

В мыслях, порой неосознанно, носитель кожного вектора всегда ведет подсчет: сколько вложено (времени, усилий, средств) и сколько получено — какова прибыль. Развитый и реализованный в своих свойствах может попробовать раз-другой сыграть, проиграет и решит для себя: нет, это невыгодно, я трачу и ничего не получаю — лучше заняться другим, прибыльным делом.

Человек с проблемами в кожном векторе рискует попасть в ловушку. Внутренний расчет идет неправильно: я уже вложился, а значит, должен получить выгоду. И чем больше потрачено, тем больше ожидаемый гипотетический выигрыш, нужно только дождаться. И не может остановиться, ведь вложено уже слишком много.

К тому же это такой адреналин — возможный шанс обогатиться. Пока крутится рулетка, пока сдаются карты, пока катятся по столу игровые кости, пока с переменным успехом соревнуются лошади на скачках — я чувствую себя живым; дыхание, пульс, все мое существо вовлечено в процесс ожидания победы, желанной добычи!

Наша психика устроена так, что все, что приносит человеку удовольствие, постепенно идет на повышение, мы хотим больше и больше. Игрок повышает ставки — больше риск, но и гипотетический выигрыш становится крупнее. Больше эндорфинов от процесса — и все труднее остановиться.

Есть и другая возможная причина игромании у представителя кожного вектора. На тренинге «Системно-векторная психология» мы узнаем о существовании сценария на неудачу. Его истоки скрываются в детстве.

Такой ребенок всей душой стремится к успеху и достижениям. Если же он систематически слышит от значимых людей сомнения в своих способностях («Ты ни на что не способен! Ничего из тебя не выйдет! Будешь дворником!»), подвергается оскорблениям, болезненным наказаниям, побоям — гибкая психика переучивается, приспосабливается получать удовольствие от боли, унижений, неудач. Ведь главная задача человеческого организма — выжить во что бы то ни стало.

Этот сценарий закрепляется в психике. Уже будучи взрослым, обладатель кожного вектора мечтает о достатке и успехе в делах, но подсознательно стремится к неудаче, сам того не понимая. Как считаете, это стремление легко реализуется в азартных играх?

Подробнее о механизме сценария на неудачу можно узнать на одном из занятий бесплатного тренинга «Системно-векторная психология».

Компьютерная зависимость характерна для представителей звукового вектора.

Звуковики отличаются мощным абстрактным интеллектом, желанием к познанию, поиском смыслов и причинно-следственных связей. Они — интроверты, задумчивые, порой рассеянные, так как сосредоточены на своих мыслях. Предпочитают тишину громким звукам, одиночество — шумным компаниям, уход в себя — разговорам на «пустые» темы или сплошным потокам негатива из окружающего мира.

Желания обладателей звукового вектора лежат вне материальной плоскости. То, что ценно для остальных: семья, любовь, работа, деньги, власть — для звуковиков вторично. На первом месте — поиск чего-то большего, желание обрести ответы на вопросы о первопричине, о мироустройстве, о смысле жизни и своей роли в ней.

С детства такие люди интересуются космосом, научной фантастикой, иными мирами — так манят тайны звуковой разум. Интерес к музыке, писательству, иностранным языкам, наукам, компьютерным технологиям — тоже форма бесконечного поиска. Раньше эти занятия могли наполнить звуковые желания. Но мы помним, что все идет на повышение, и теперь этого часто бывает недостаточно.

Невозможность реализовать свой врожденный потенциал по прямому назначению приводит к тому, что звуковик пытается добрать хоть немного удовольствия компьютерными играми. Тут вам и другие вселенные, и замысловатый сюжет, и высокая технологичность, и возможность побыть наедине с самим собой, отрешиться от окружающего мира.

Когда звуковик ощущает бессмысленность и пустоту окружающей его действительности, как вариант «спасения» от нее может воспринимать бегство в реальность виртуальную. Там можно быть почти всемогущим, там нет надоевшей рутины и необходимости общаться с теми, кто неприятен. Игра — лишь попытка заполнить чем-то внутренний вакуум.

Проблема в том, что игра ничего не дает в перспективе. Наоборот, с каждым днем все дальше уводит от возможности отыскать вожделенные ответы. Человек все больше уходит в себя, отдаляясь от других людей, все сильнее ухудшаются его внутренние состояния, вплоть до депрессий.

На характер проявления игровой зависимости могут влиять и другие векторы, присутствующие в нашей психике.

Если человек, помимо прочего, обладает еще и анальным вектором, он стремится доводить начатое до конца, поэтому бросить игру, так и не получив выигрыш, ему еще труднее. Кроме того, представители этого вектора чаще домоседы, предпочитают спокойно и комфортно проводить время отдыха за каким-нибудь рукоделием, чтением, просмотром телевизора или компьютерной игрой.

Присутствие в психике зрительного вектора добавляет эмоциональных переживаний по любому поводу. Кураж от выигрыша или горечь поражения зрительник прочувствует сильнее остальных — такие эмоциональные раскачки могут быть даже желанны для него в определенных состояниях. А компьютерные игры сейчас сродни искусству.

Сказочно красивая графика, чудеса игровой вселенной, шанс примерить на себя любую роль, возможность «социально» взаимодействовать с игровыми персонажами вплоть до создания любовных отношений — очень притягательны для носителей зрительного вектора, если им не хватает чувственных переживаний в жизни.

Симптомы игромании

— утрата контроля над предметом влечения – увеличение времени нахождения в виртуальном мире или за компьютером;

— отсутствие контроля над сферами жизнедеятельности и социальными аспектами;

— возникновение так называемой «туннельной» мыслительной деятельности – навязчивая мысль (тяга к играм), доминирующая над сознанием, аналогично наркотику;

— подросток отрицает наличие зависимости и отворачивается от помощи;

— при невозможности немедленно погрузиться в игровой мир, подросток становится агрессивным, раздражительным, враждебным, в редких случаях, он может закрыться и стать апатичным ко всему.

Вследствие увлечения онлайн играми у детей появляются проблемы в учебной деятельности, они заваливают экзамены и контрольные. Кроме того, игра воздействует губительно не только на социальную сферу жизнедеятельности подростка, но и на личностные аспекты и психические процессы.

Игромания вынуждает индивида прерываться, откладывая игровой процесс, лишь для удовлетворения физических потребностей в минимальном количестве. Проще говоря, у игроманов на полноценное принятие пищи и сон, отдых, прогулки времени нет. Ко всем физиологическим и иным потребностям игроман начинает относиться в качестве ненужной траты времени.

Симптомы игромании — потеря зрения, нарушение функционирования пищеварительной системы, ослабление мускулатуры, проблемы с позвоночным столбом – и это лишь малая доля негативных последствий виртуальной игромании. Психика индивида страдает сильнее его организма. Игроман характеризуется неадекватным поведением, ему с каждым прожитым днем становится все сложнее отличить реальность от виртуальной среды.

При этом действительность начинает провоцировать в человеке негативные ассоциации, так как в реальности он не обладает сверх способностями, наделенными в игре, особенно, если все шагает под откос в реальной жизни. В виртуальном мире игрок богат и силен, красив или нередко даже совершенен. Кроме того, он может в игре иметь статус и высокое положение, вследствие чего множество игроков просто жаждет с ним общаться.

У заядлых игроков все чаще зарождается в сознании навязчивая мысль: «зачем вообще нужна реальность». Итогом этого становится замкнутый круг: непродолжительные интервалы между играми лишь приумножают желание игрока играть, скрыться от насущных проблем, неблагоприятной среды, ежедневных обязанностей, несовершенства человеческого тела.

Как избавиться от компьютерной игровой зависимости

Следует понимать, что игромания болезнь компьютерная не произрастает из ничего. Конечно, существует определенное количество людей, легко попадающих в любую патологическую зависимость. Однако ключевой основой зарождения нездоровой тяги к чему-либо являются различные проблемы, актуальные для подростка сейчас.

Ведь он только начинает вхождение во взрослую жизнь. Вследствие юношеского максимализма подростку любые «камни преткновения» на жизненной дороге кажутся практически концом света. Поэтому неокрепший подростковый ум переносит его суровой и неинтересной реальности в необыкновенный мир грез, где сбываются мечты, а он –супергерой.

Как избавиться от игромании? Советы родителям в принципе сходны с рекомендациями, которые даются близким при любом виде зависимостей вне зависимости от возрастной категории. В первый черед, если проблема все-таки встала перед родителями, то глаза на нее не нужно закрывать. Чем раньше начать работу по избавлению чада от пагубного пристрастия, тем быстрее наступит результат и меньше вреда нанесет нездоровое увлечение.

Чтобы избавиться от игровой зависимости, например, такой как: игромания танки, самым верным решением будет уговорить подростка побеседовать с психологом. Кроме того, детям очень важна поддержка со стороны наиближайших родственников и сверстников. Если подросток будет ощущать участие и поддержку, то он справиться с бедой гораздо быстрее и легче.

Игромания проявляет себя в следующем поведении:

  • Игроман заявляет, что зависимости у него нет, он контролирует ситуацию.

  • Он играет все дольше и чаще.

  • Игроман не может остановиться ни после проигрышей, ни после крупного выигрыша.

  • Если приходится прервать игровой процесс, игроман раздражается, злится.

  • Игра приносит ему огромное удовольствие, все остальные занятия и увлечения теряют для него привлекательность.

  • Игроман испытывает частые перепады настроения – от эйфории во время игр до некого подобия “ломки” в промежутках между ними, он может стать агрессивным, раздражительным.

  • Человек с игровой зависимостью скрывает от друзей и родственников реальные траты денег на азартные игры.

  • Игроман влезает в долги родственникам и знакомым, берет кредиты, на поздних стадиях – может продавать имущество, начать мошенничать, воровать.

  • Для поздних стадий характерны также попытки суицида или мысли о нем.

Постоянный выброс в больших количествах адреналина, эндорфинов и других гормонов не проходит бесследно для организма. Психика истощается, начинаются проблемы с работой внутренних органов, которые из-за гормональной атаки работают на пределе, появляется гипертония, проблемы с сердцем

Внешне человек с запущенной игровой зависимостью может выглядеть как наркоман или алкоголик.

Зависимость от азартных игр со временем в корне меняет поведение и саму личность человека.

  • На первое место в его жизни выходит участие в играх: он забрасывает хобби, учебу, работу, что может привести к отчислению из ВУЗа (если игроман – студент) или потере работы.

  • Он практически перестает общаться с друзьями, семьей, так как зависимость забирает у него все время, кроме того, социальная жизнь перестает быть для него интересной.

  • На стадии долгов игроман может начать воровать – в том числе у родственников и близких друзей.

Детская игровая зависимость

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы.

Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

признаки компьютерной зависимости

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Стадии формирования зависимости от видеоигр

Симптомы

  • Фаза выигрышей. После нескольких выигрышей человек “подсаживается на игру”, начинает играть все чаще, полон надежд о быстром и легком обогащении. Суммы ставок пока небольшие.

  • Фаза проигрышей. Начиная раз за разом проигрывать, человек стремится отыграться – играет все больше, ставит больше, влезает в долги. На этом этапе зависимости может произойти потеря работы.

  • Фаза уныния. Эпизодически приходит раскаяние, предпринимаются попытки завязать. Возможна потеря семьи, работы, жилья. Если бросить играть не удается – игроман пытается достать деньги на игру криминальным путем.

  • Фаза безнадёжности. Игроман полностью асоциален, страдает депрессией и неврозами, начинает пить или употреблять наркотики, возможны попытки суицида.

Пока не вступила в силу МКБ-11, нельзя говорить о градации компьютерной игровой зависимости по конкретным стадиям. Специалисты продолжают разбираться в вопросе, изучая анамнезы пациентов и подбирая оптимальные способы как вылечить игровую зависимость у взрослых и детей.

Но по мнению многих психологов, игромания, как и другие виды психологических аддикций, развивается поэтапно:

  • Начальная стадия — это легкая увлеченность. Человек только начинает играть, постепенно «входя во вкус». Он радуется победам, отлично проводит время, знакомится с единомышленниками — все это дарит положительные эмоции. 
  • Следующая стадия — серьезная увлеченность. Человек теперь играет не просто от случая к случаю, а регулярно. Он может с легкостью чем-то пожертвовать, чтобы выделить время для любимого занятия. 
  • А когда компьютерные игры в пирамиде ценностей человека возводятся на вершину, можно говорить о сформировавшейся игромании. [3]

Лечение игромании у детей

  • частое участие в играх в ущерб другим сферам жизни
  • поиск денег для игр (одалживание, кредиты, воровство)
  • денежные траты в процессе игровой активности, превышающие реальные финансовые возможности человека
  • неспособность игрока контролировать игровое время и денежные траты на ставки
  • постепенное неуклонное увеличение размеров и частоты ставок
  • уверенность в возможности отыграться
  • раздражительность и тревога при невозможности отыграть потерянные суммы
  • продолжение участия в играх, несмотря на неспособность покрыть долги, угрозу увольнения и распада брака

Кажется, что только детям могут быть интересны игры на компьютере. Но нет, заядлыми геймерами становятся даже взрослые люди. У каждой из возрастных групп есть свои особенности.

Игромания у детей

Психологи полагают, что в развитии игровой зависимости у детей до 10 лет могут быть виноваты родители. Именно взрослые в попытках хоть чем-то занять ребенка, предлагают ему немного поиграть на компьютере или планшете. А потом это становится моделью поведения малыша. Другие неблагоприятные факторы — особенности характера ребенка (замкнутость, стеснительность), проблемы в семье, большое количество свободного времени. [2]

Чтобы найти способ, как отучить ребенка от игровой зависимости, может потребоваться больше времени, чем на терапию взрослого человека. Игромания в данной возрастной категории отличается тяжелым характером течения. [2]

В период полового созревания у детей появляется масса комплексов. По мнению психологов, именно это основная причина развития игровой зависимости у подростков в возрасте 11-17 лет. Для них видеоигры становятся отдушиной — средством, чтобы забыть волнующие проблемы и почувствовать свою значимость.

Дети подросткового возраста еще активно развиваются, и игровая зависимость у них может иметь серьезные последствия. Уходя в виртуальный мир, ребенок забывает об учебе, перестает к чему-либо стремиться. Происходит быстрая деградация личности. [2]

Считается, что игромании среди взрослых в большей степени подвержены мужчины. Им свойственно «замалчивать» свои проблемы и чувства, поэтому именно виртуальный мир порой помогает им почувствовать себя сильнее/смелее/успешнее. [2]

По мнению некоторых психологов, женатые мужчины играют по причине неудовлетворенности семейной жизнью. Конечно, это не решает проблемы, а только усугубляет их.

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

  • У человека с игровой зависимостью появляются очень серьезные проблемы финансового плана, которые затрагивают и его семью.

  • Страдающие игроманией приобретают целый букет проблем со здоровьем: неврозы, депрессии, болезни сердечно-сосудистой системы, болезни ЖКТ.

  • До 60% ранее абсолютно законопослушных людей, став игроманами, ввязываются в криминальную деятельность.

  • До 40% игроманов совершают попытки самоубийства.

Диагностика и лечение игромании

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Лечение игровой зависимости: решение о необходимости назначения медикаментов, выбор психотерапевтического метода – во многом зависят от того, на какой стадии болезни сейчас находится игроман. Психотерапевт проводит беседы и тесты с больным, определяет наличие зависимости, ее длительность и диагностирует степень тяжести заболевания.

В целях диагностики зависимости выделяют:

  • Синдром патологического влечения к игре. Характеризуется оптимистичными прогнозами относительно своих выигрышей, желанием играть даже в ущерб работе или учебе, раздражении, если кто-то пытается разрушить иллюзии игромана, лишить его возможности играть.

  • Синдром отмены или абстинентный синдром, который проявляется в раздражительности, агрессии, тревоге, снижении аппетита, замкнутости больного, которого лишили возможности участвовать в азартных играх.

  • Этап разрушения личности зависимостью, который наступает через полгода-год после начала формирования игровой зависимости. У игромана ухудшаются память, концентрация, работоспособность. Теряются друзья. Человек становится безответственным, безразличным к тем вещам, которые раньше были для него важными, неопрятным. Появляются мысли о самоубийстве.

Стоит отметить, что тяжесть существующей у человека зависимости, а также склонность к развитию игромании можно определить по наличию специальных биомаркеров в крови, которые характеризуют удовлетворение человека его жизнью.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Игромания - лечение зависимости лечение

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

На третьем этапе цель врача – подготовить пациента к реальным действиям и изменениям. Здесь происходит постепенный отказ от компьютерных игр. Пациент проводит больше времени на прогулках, занимаясь повседневными делами. Врач фиксирует его успехи и подбадривает.

Психотерапия при данной проблеме занимает длительное время и требует деликатности и полного взаимопонимания между врачом и пациентом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт