Можно ли мусульманам пить алкоголь

Ислам и алкоголь: почему появился запрет?

На самом деле аяты (аят – структурная единица Священной Книги), запрещающие пить алкогольные напитки, появились в Коране не сразу. Люди, которые приняли новую веру и вступили в исламскую общину, продолжали свой привычный образ жизни. Они по-прежнему употребляли спиртное, устраивали праздники, которые без вина и других алкоголесодержащих напитков не обходились. Прошло немало времени до того, как появились первые запреты.

Причинами постепенного введения табу на алкоголь называют две основные:

  • вначале должно было состояться упрочение Ислама, его широкое распространение и закрепление. Только после того, как были освоены главные требования веры Аллаха, начали появляться и другие, имеющие отношение к каждодневной жизни мусульман и их быту;
  • человек не может так сразу отказаться от привычного сосуществования, забыть свои старые привычки, перестроится и жить по-новому. На этот процесс требуется достаточно много времени.

Первым из них был тот, который разъяснял, что пользы в пьянстве нет. За ним последовал другой, запрещающий молиться пьяным. Третий утверждал, что спиртное, а равно гадание, азартные игры, курение, наркотические вещества, – это происки сатаны. Он и стал для мусульман базисным обоснованием запрета на употребление всех напитков, содержащих спирт.

Можно ли пить мусульманам алкоголь, причины запрета

Типичный вопрос, возникающий у большинства людей при слове «ислам», – можно ли мусульманам пить алкоголь, и соблюдается ли запрет на спиртное на самом деле. Ведь несмотря на категорическое табу в шариате на горячительное, победить зеленого змия так и не удалось.

Уважаемые аксакалы не чураются вина, среди правоверных есть множество злоупотреблений, а то и откровенного пьянства. Поэтому вполне закономерно возникает сомнение в неукоснительном соблюдении одного из главных постулатов Корана.

Так почему столько путаницы и домыслов, что породило столь суровое требование, и как обстоит все на самом деле?

Из всех религий, существующих на планете, ислам, пожалуй, строже остальных относится к возлияниям: не только провозглашает полный отказ от спиртного, но и накладывает табу на употребление иных одурманивающих веществ, продуктов и напитков. Большинство вероисповеданий относятся более лояльно: либо не упоминают проблему, либо частично разрешают сдержанное использование.

До появления пророка Мухаммеда, и возникновения новой религии, народ страны исповедовал язычество и активно употреблял алкоголь в быту и обрядах. Его любили и почитали, что отразилось в языке и стихах.

Можно ли мусульманам пить алкоголь

В городах и особенно центральных областях Аравийского полуострова вода была не только редкостью (впрочем, как и сейчас), но и часто непригодной для питья: мутной, с различными примесями и солями. Поэтому, помимо молока, жажду утоляли в основном вином и финиковой настойкой.

Внимание!

Несмотря на их относительную слабость (крепость не превышала 20°), жаркий климат добавлял еще несколько десятков градусов, доводя обороты до 60°.

Такие условия способствовали быстрому возникновению алкогольной зависимости, которая вскоре приняла катастрофические размеры, сравнимые с национальным бедствием: люди спивались и погибали из-за отравлений, дети рождались с дефектами развития. Нация деградировала.

На первых порах ислам не подразумевал полного отказа от спиртного. В новой общине многие сподвижники Мухаммеда, даже став мусульманами, продолжали пить вино и устраивать пиршества. Видя повальное пьянство и то, к каким разрушительным последствиям приводит, Пророк решил спасти народ от вымирания. Существовал единственный способ – полный запрет хмельных напитков.

Осуществить намерение стало возможным только когда Мухаммед и новая религия достигли непререкаемого авторитета. Причем отказ от пьянства не был проделан за один раз, а в несколько этапов.

Как проводился отказ от спиртного:

  • Сначала на проповедях народу разъясняли пагубное воздействие алкоголя, оговариваясь, что в некоторых случаях бывает полезен, и потому разрешен в ограниченных количествах, особенно вино.
  • Затем был принят запрет на проведение намаза в алкогольном опьянении. Поводом послужил случай, когда подвыпившие верующие перепутали слова молитвы, тем самым извратив смысл.
  • Третий этап – полный и категорический запрет на употребление любого спиртного. К нему же приравняли гадание и любые азартные игры, объявив их происками шайтана, а потому тоже запретными.

Можно ли мусульманам пить алкоголь

Мусульмане считают это положение Корана поворотным, ведь именно в нем впервые сформулировано понятие греха – хамар («лишающий разума»), и поставлен знак равенства с алкоголем.

Как гласит легенда, люди, пившие вино во время оглашения суры Корана, после окончания чтения сразу поднялись со своих мест, вылили содержимое чаш, разбили их и поклялись, что никогда больше не притронутся к спиртному.

Однако в самом тексте Корана нет категорического запрета, дана достаточно мягкая формулировка, носящая скорее рекомендательный характер.

Помимо объявления табу на алкоголь, Мухаммедом были приняты меры по введению, говоря современным языком, «сухого» закона: в городе не должно оставаться ни одной капли горячительного и даже вино было под запретом.

Поэтому вино нельзя было не только пить и продавать, но и ввозить. У приезжавших купцов отбирали бурдюки, разрезали и выливали спиртное на землю.

Также был оглашен список людей, подлежащих проклятию:

  • Кто делает вино;
  • Продает;
  • Кому продают и приносят;
  • Пьющие;
  • Наливающие;
  • Разносящие;
  • Приносящие;
  • Получающие и отдающие деньги за продажу.

Чтобы подчеркнуть обязательность выполнения положений Корана и заставить людей подчиниться, толкователи предупреждали: даже если человек, нарушивший запрет, раскается в содеянном и прочтет покаянную молитву, Аллах ее не примет, пока не истечет сорок дней со дня выпивки.

Существуют следующие причины, по которым людям, исповедующим ислам, нельзя пить алкоголь:

  • нельзя принимать спиртное перед молитвой, а в исламе принято молиться 5 раз в день. Считается, что обращение к Аллаху в состоянии алкогольного опьянения оскорбляет намаз;
  • страх попасть в зависимость от спиртосодержащих напитков заставляет мусульман придерживаться запрета;
  • боязнь совершить какой-либо неугодный Аллаху поступок останавливает многих верующих от распития алкоголя;
  • в воспитательных целях – это значит, что оберегать подрастающее поколение от соблазна выпить нужно на личном примере;
  • чтобы не забывать Коран. Это великий грех, а он должен быть наказан.

В заключении можно сказать, что на сегодня абсолютного отлучения от напитков, имеющих хоть малейший градус, у мусульман нет. Время от времени они позволяют себе выпить, но не усердствуют в этом.

Коран не запрещает пить вино?

Существует две диаметрально противоположные точки зрения на запрет употребления алкоголя, внесенного в Коран.

Есть и другое убеждение – Коран предостерегает верующих о зле, таящемся в алкоголе, и предписывает им даже не приближаться к нему, не то, что его употреблять. Под злом в данном случае подразумевается губительное влияние, оказываемое спиртным на человека. Под его воздействием он оскверняет душу, пренебрегает обязательствами перед верой, разрушает отношения с другими людьми, разжигает ненависть, вражду и прочее.

Такие противоречивые взгляды объясняются расхождениями в понимании и толковании аятов Священной Книги, в том числе касающихся запретов на употребление вина, пива, водки и прочее.

Напитки в исламе | Что пьют мусульмане

Последователей ислама как одной из самых динамично развивающихся мировых религий можно встретить в каждом уголке планеты. Мусульманами становятся люди из немусульманских семей, которые этнически могут быть из народов, исторически исповедующих христианство, буддизм, индуизм или другие верования.

Однако чаще всего ислам соотносят с этническими мусульманскими народами и странами. В первую очередь – арабами, народами Кавказа, Поволжья, Средней и Центральной Азии. И если вести речь о традиционных напитках мусульман, нужно понимать, что ислам – это не нация, а религия.

Которая естественным образом наложила отпечаток на то, чем обычно запивают еду и утоляют жажду этнические мусульмане.

Говоря о напитках, их можно условно разделить по шариатскому и географическому признаку. Так, согласно исламскому праву, мусульмане должны пить чистые, полезные и канонически не запрещённые напитки. Другими словами, кроме алкоголя практически всё разрешено.

Пьют ли современные мусульмане?

Современные мусульмане пьют алкоголь, хотя их религия и запрещает им это делать. Во многих исламских странах спиртные напитки пользуются популярностью у местных жителей. Разумеется, выпивка в общественных местах не позволительна, но продаватьнапитки, содержащие спирт, никто не запрещает.

В сегодняшнем мусульманском мире отношение к спиртному нейтральное, но злоупотребление им не допускается. Тем не менее, такая позиция не устраивает ортодоксальных мусульман, богословов, монахов. Они считают, что следующие поколения будут и вовсе пренебрегать запретом, и тогда алкоголизм, с которым боролись не одно тысячелетие, вернётся.

ФАТВА:Алкоголь запрещен исламом или нет?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Очень странно слышать и читать об «имаме», который утверждает, что вино не запрещено в исламе. Запрет на вино и алкогольные напитки в исламе является одним из хорошо известных постановлений Шариата (исламского права), в чем сходятся все мусульмане, не говоря уже об ученых.

На самом деле, «фатва», которая утверждает, что вино не запрещено в исламе, не основывается на достоверных доказательствах.

Запрет на распитие вина содержится в Коране, Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и подтверждается иджма (консенсусом) мусульманских ученых всех времен.

Отношение к алкоголю различных религий

Православная, католическая, индуистская вера и другие, каждая из которых имеет своё отношение к спиртному, а вино во многих из них является одним из атрибутов религиозных обрядов.

Ислам, пожалуй, единственная религия из всех существующих, которая не терпит толерантного отношения к алкоголю и накладывает на него полный запрет и в XXI веке. Прочие вероисповедания никогда не содержали в своих канонах упоминаний о спиртосодержащих напитках и весьма лояльно относятся к их распитию. Например, христианство и иудаизм позволяют своим верующим умеренное употребление спиртного.

Если спросить совершенно ординарного человека-немусульманина, с чем у него ассоциируется такое понятие, как «ислам», почти наверняка сразу же после «терроризма» он назовет «сухой закон», «запрет на алкоголь». Действительно, ислам, пожалуй, единственная из мировых религий, где активно и громогласно провозглашается запрет на употребление алкоголя и других «дурманящих» веществ и продуктов.

Общеизвестно, что подобные транквилизаторы сопровождают всю историю человечества и отношение к ним в вероучительных положениях и практике либо не обозначается, либо говорится о возможности умеренного употребления.

А это невольно вызывает вопрос, насколько силен запрет на алкоголь в исламе и насколько он соблюдался в истории этой религии.

Так называли страну, которой суждено было стать колыбелью ислама до времен начала посланнической миссии пророка Мухаммада.

На аравийском побережье существовали довольно развитые города-государства, а в центре полуострова жили полудикие бедуины-язычники, которые время от времени устраивали поэтические состязания, часто закапывали в землю новорожденных девочек и сильно пили.

Важно!

Думается, окажись современный человек среди доисламских арабов,  первое, что он отметил бы, так это полное отсутствие у доисламских арабов хоть какой-то культура пития. Можно было бы даже сказать, что общество это в целом изрядно «злоупотребляет».

Употребляли виноградное вино, а также некий продукт на основе местных фиников, про который один исследователь-исламовед в приватной беседе заметил, что он был крепостью 60 «градусов». Двадцать градусов была крепость собственно напитка, и еще на сорок «развозила» аравийская жара.

Свою миссию пророк Мухаммад начал с проповеди веры в единого Бога. Все остальные положения мусульманской доктрины о дозволенном и запретном, в том числе и об алкоголе, сложились позднее, уже после переселения пророка из Мекки в Медину в 622 году.

В новообразованной исламской общине преодоление пьянства пришло не сразу. Даже после принятия ислама, многие сподвижники пророка продолжали употреблять, и устраивать пиршества с алкоголем.

Поэтому неприятие пьянства вводилось постепенно, сначала был ниспослан аят, в котором говорилось о грехе и «некоей пользе пьянства», затем аят, в котором верующие предупреждались от того, чтобы пьяными становиться на молитву (традиция гласит, что этот стих был ниспослан после того, как группа подвыпивших мусульман встала на молитву и перепутала ее слова, тем самым сделав молитву недействительной) и, наконец, было однозначно сказано, что алкоголь, наряду с азартными играми и гаданием, — деяния сатаны.

Например, как повествует «Жизнеописание Пророка» Ибн Ишама, по одной из версий, будущий праведный халиф Умар познакомился с Мухаммадом следующим образом.

Сильный физически и отличавшийся буйным нравом мекканец Умар ибн-Хаттаб, однажды вечером ощутил острую необходимость добавить… А винная лавка находилась недалеко от святилища Каабы, где в это время истово молился пророк.

И молитва так подействовала на пришедшего за вином Умара, что он оставил все грешные помыслы и стал последователем нового пророка.

Совет!

В дополнение к вышесказанному можно отметить, что в суре Пчелы, имеется аят следующего содержания:

В истории этот аят толковался по разному. Многие ортодоксальные богословы комментировали его в том смысле, что одни и те же дары природы могут быть как полезными человеку, так и наносить ему вред.

Часть суфиев и либеральные толкователи объясняли содержание этого аята как возможность определенного послабления в употреблении алкоголя для духовно продвинутых личностей и просто тех, у кого голова всегда на месте.

Содержащие однозначный запрет на алкоголь хадисы, появились уже в конце мединского периода, когда и власть Мухаммада, и исламская умма достаточно усилились и окрепли.

В хадисах говорилось, что проклят будет не только сам пьяница, но также производящие и продающие алкоголь, что молитвы-намазы выпившего не будет приниматься Аллахом Всевышним в течение 40 дней с момента пития.

Мухаммад, правда, предвидел, что со временем среди членов его общины появятся такие, которые объявят дозволенным винопитие.

Для обозначения алкоголя, а в последнее время также наркотиков и других дурманящих средств, мусульманский шариат оперирует понятием «Хамр», производное от арабского корня «хаммара», означающего нечто вроде «покрывать пеленой, туманить». Имеется в виду, что подобные средства туманят разум.

Внимание!

Однако в первые века ислама под «хамром» понимался прежде всего продукт брожения виноградного и иных фруктовых соков.

Например, в первом по времени формирования мазхабе (богословско-правовая система) имама Абу Ханифы в эту категорию не попадало, например, пиво, хотя другие имамы-основатели мазхабов включили пиво в число опьяняющих средств. Кроме того, в 860 году выдающийся персидский врач ар-Рази получил путем перегонки спирт, также обладающий релаксирующе-опьяняющим эффектом, но он был уже обозначен как «аль-кохль» (алкоголь), что в переводе с арабского означает лекарство, или целебное средство.

Новейшая история

Строгого единства по этому вопросу нет и у современных богословов. Так известный шейх доктор Юсуф Кардави на основе принципа «что грех в большом, то грех и в малом» вывел фетву о запретности т.н. безалкогольного пива, мотивируя это тем, что в минимальных количествах алкоголь в нем все-таки есть. Но этот напиток свободно продается в ультраортодоксальных Саудовской Аравии и Иране.

Известно, что в Турции, а также среди сирийцев и ливанцев всех исповеданий, распространена виноградная водка арак (ракия). Как утверждают предания, принесла ее в эти места армия мусульманского халифата.

В принципе, такое строгое отношение к спиртному в среде аравийских арабов было исторически оправданным. В годы пророка Мухаммада употребление спиртного здесь приобрело масштабы социальной и психической патологии.

А человеческая практика пока еще не знает иного метода борьбы с этой патологией, кроме как полное воздержание на достаточно длительный период, либо навсегда.

И неважно каким путем это достигается — ниспосланием аята, кодированием, либо вшиванием «торпедо».

Здесь существует красивое предание о том, что птица, некогда освобожденная из змеиной пасти, лучниками древнего зороастрийского царя Джамшида, в знак благодарности уронила перед ним на землю несколько семян, проросших впоследствии виноградной лозой.

Царь очень любил сок из ягод винограда, но однажды сок этот показался ему несколько прокисшим, он отставил кувшин, и по-царски повелел отрубить принесшему сок рабу голову.

В этот момент одна из придворных рабынь, страдавшая нестерпимыми головными болями, решила, что в кувшине яд, и это могло бы стать хорошим средством, для того, чтобы раз и навсегда покончить с мигренью. Рабыня выпила все содержимое кувшина, но не умерла, а лишь заснула. Проснувшись, она уже не почувствовала никакой боли.

Важно!

Так или иначе, но вино стало частью персидско-зорастрийской культуры. Оно пережило и эпоху ислама. Вино использовалось в некоторых суфийских тарикатах иранского и шиитского происхождения. Алкоголь употребляется последователями таких шиитских сект как алавиты и друзы.

Члены суфийского ордена бекташи, существующего и поныне в Албании и Турции, употребляют красное вино в обрядовых целях.

Имам Исмаил бен-Джафар, которого представители наиболее многочисленной ветви неортодоксальных шиитов-исмаилиты считают своим основателем, был в свое время лишен отцом, имамом Джафаром Сиддиком, наследства именно за распитие вина.

Воспетое Омаром Хайямом и Хафизом вино было не только поэтическим образом, но и вполне конкретным напитком, со вкусом, цветом и запахом, активно вкушавшимся обоими авторами.

Не всегда отличались трезвостью и представители суннитской части мусульманского мира. Так халифа Йазида традиция рисует как развратника и беспробудного пьяницу.

Дядя прославленного полководца Салах-ад-Дина (Саладина) постоянно сдавал свои крепости одну за другой крестоносцам, и причина этих поражений была одна — постоянные запои этого незадачливого командующего гарнизонами.

Запрет на хамр — употребление алкоголя (из цикла «Халяль и харам в Исламе»)

   Теме халяля и харама в Исламе, то есть разрешенного и запрещенного, мы посвятили несколько наших публикаций.

   Напомним, что Всевышний запретил нам употреблять в пищу свинину, мертвечину, кровь, все, что заколото не с именем Аллаха.

   И среди категорических запретов в Исламе – хамр — употребление спиртного.

«О, те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

(сура «Аль-Маида;90-91)

   Исходя из приведенного аята Священного Корана, употребление спиртного является для мусульманина большим грехом. Человек, отрицающий запретность употребления спиртного, является неверным (кяфиром).

Важно!

Почему Всевышний категорически запретил употреблять спиртное? Дело в том, что человек – это высшее творение Аллаха, который наделил его разумом. Именно разум отличает человека от всех других творений Бога.

   Употребление спиртных напитков лишает человека разума, толкает его на совершение грехов. Что относится к спиртным напиткам? Многие люди, ища оправдания своим слабостям, ложно утверждают что запрещено лишь употреблять крепкие напитки. А пиво, вино — всё это по их мнению, не харам.

В Исламе к спиртным напиткам относится всё, что опьяняет разум, как бы это не называлось. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Запрещается всё, что опьяняет человека».

Посланник Аллаха подчёркивает, что следует смотреть не на материалы, из которых производят вино, а на следствие, то есть на опьянение. Если напиток обладает способностью опьянять, то это вино.

   Пророка спросили о напитках из мёда, пшеницы, ячменя, которые становятся крепкими винами. Пророк ответил «Вино — всё, что опьяняет, а всякое вино — харам». По его словам, «то, что опьяняет в больших количествах, является харамом и в малых количествах».

Другими словами, всё что связано с алкоголем — употребление, продажа, изготовление — в религии Ислам запрещено: «Аллах проклял опьяняющие напитки и тех, кто их употребляет и угощает, продаёт и покупает, изготавливает и просит изготовить, приносит и просит принести», — передано в одном из хадисов.

   В другом хадисе сказано: «Все опьяняющие напитки запрещены. Поистине, тех, кто употребляет опьяняющие напитки, Великий и Могучий Аллах обещал напоить «тына аль-хабаль». Пророка спросили: «Что такое «тына аль-хабаль?» Он ответил: «Пот обитателей Ада».

«Употребление опьяняющего напитка и поклонение огню — грехи одинаковой степени», — говорит Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует).

Его спросили: «Как могут быть наравне употребление опьяняющего напитка и поклонение огню?» Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, поклоняющийся огню, будучи сошедшим с правильного пути, не признаёт Аллаха. Человек, выпивший опьяняющий напиток, тоже, будучи пьян, теряет разум и не признаёт Аллаха.

Совет!

Вот почему они рядом». «Пьяница не войдёт в Рай»,- сказал Посланник Аллаха. Ислам запрещает верующему посещать питейные заведения, находиться в компании пьющих. Ведь Всевышний назвал таких подобными тем, кто издевается над повелениями Аллаха:

   «Аллах уже низвел вам в писании, что когда вы слушаете знамения Аллаха, в которые не веруют и над которыми издеваются, то не сидите вместе с ними, пока они не погрузятся в другой рассказ: ведь тогда вы подобны им»

(сура «Ан-ниса»;140)

Ранее было сказано, что продажа и дарение алкогольных напитков — харам. А можно ли дарить спиртные напитки не мусульманину, допустим, христианину, иудею? Нет. Дарение вина любому лицу, независимо от его вероисповедания, является запрещённым действием. «Алкоголь — мать всякого зла», — сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует).

   Действительно, сколько зла, преступлений, трагедий, смертей происходит по причине употребления спиртного! Убийства, дорожные аварии, кражи, пожары, скандалы и драки, безнравственные поступки, потеря здоровья, распад семьи, дети-сироты и так далее — всё это следствие употребления алкоголя.

Поэтому Аллах называет хамр «мерзостью из деяний сатаны». Губительные влияние алкоголя на здоровье человека, на его потомство доказано научными исследованиями, неутешительной статистикой и жизненной практикой. Стакан спиртных напитков губит в нашем мозгу 1000-2000 клеток.

Погибшие умственные клетки не восстанавливаются.

За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. Более половины несчастных случаев на транспорте связано с алкогольным опьянением.

Статистика детского алкоголизма в России, как и алкоголизма в целом, растет. Сегодня в России пьют 11,5 тысяч детей. Это только по данным официальной статистики детского алкоголизма, истинные же цифры, скорее всего, на порядок выше.

Кроме того, продолжает снижаться средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками (главным образом пивом): за прошедшие десять лет он снизился с 14 до 11 лет.

Внимание!

   В России 75 000 человек ежегодно погибают от водки. Около 3 млн. человек в России вовлечено «в тяжелое и болезненное пьянство». Треть всех психических заболеваний связаны с алкоголизмом.

90% дебильных детей рождается от пьющих родителей. Почти 100% осужденных за хулиганство совершили проступки в пьяном виде. 3/4 уголовных дел совершено под влиянием алкоголя.

Хроническая алкогольная интоксикация убавляет жизнь в среднем на 17 лет.

   Многие страны и народы борются с употреблением алкоголя. Но только Ислам успешно решил эту проблему, введя категорический запрет на спиртное, тем самым освободив человека и общество от многих социальных, экономических, психологических, материальных и многих других проблем.

«О люди! Ешьте то, что на земле является дозволенным, и не следуйте по стопам сатаны,- ведь он для вас враг явный!»

(сура «Аль-Бакара»;168)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный сайт